Всем братьям по гель-лаку
Все больше мужчин — в мире и России — делают яркий маникюр. Цветные ногти появляются на дорожке «Золотого глобуса» (как забыть молочно-бирюзовые ногти Энсела Элгорта) и на неделях моды, причем не только на подиуме (мы про Бруклина Бекхэма в первом ряду показа Dior). По ногтям Марка Джейкобса можно обучать нейл-арту, редакционный директор The Blueprint Александр Перепелкин появляется в прямых эфирах и на планерках с идеальным серым покрытием. А недавно яркий маникюр выложил в инстаграм даже Егор Крид. Означает ли это, что тренд станет массовым?
«Девчат, а вам нравится с дизайном или без?» — спрашивает своих подписчиков Крид. Мнения разделились: кто-то ужасается, кто-то хвалит, кто-то повторяет. Получить комментарий Егора The Blueprint на момент публикации не удалось (PR-служба утверждает, что исполнитель сейчас не общается с прессой), но и без лишних слов ясно, чем он вдохновлялся: покрытие как две капли воды похоже на то, что сделал A$AP Rocky еще прошлым летом. Так или иначе сам факт яркого покрытия на ногтях главного холостяка всея Руси явный показатель — лед (даже в холодной России) тронулся.
Мужчины начали красить ногти не вчера, не в прошлом году и даже не в конце прошлого столетия — на волне популярности Дэвида Боуи или Курта Кобейна. Вот, например, за три тысячи лет до нашей эры воины Древнего Вавилона, готовясь к сражению, красили ногти сурьмой. Черный цвет тогда предназначался для высшего сословия, зеленый — для низших слоев. Потом человечество об этом благополучно забыло, и яркие ногти на долгие тысячелетия остались чисто женским атрибутом.
A$AP Rocky
Красота и смысл
В XX веке цветной лак на ногтях у мужчин снова становится маркером — но в этот раз принадлежности не к классу или касте, а к субкультуре. Без темных ногтей сложно представить себе готов и эмо (не важно, какого они пола), часто ногти красят панк-, рок- и панк-рок-музыканты и скейтеры. Но в 2016 году в сети стали массово появляться фото мужчин, не имеющих отношения ни к одной из вышеназванных субкультур, — например, актеров Криса Хемсворта, Лиама Хемсворта и Зака Эфрона — с одним накрашенным ногтем и хештегом #PolishedMan. Под ярким покрытием скрывался глубокий смысл — целью флешмоба было придать гласности проблему насилия над детьми. Мужчинам предлагали накрасить один любой ноготь на своей руке — такой маникюр привлекал внимание к пугающей статистике «1 из 5», поскольку именно такое количество детей подвергаются физическому и/или сексуальному насилию в возрасте до 18 лет. К акции присоединились (и продолжают присоединяться) тысячи мужчин, что легко проследить по хештегу в инстаграме.
Как раз в разгар кампании, в октябре 2016-го, американский GQ приметил на ногтях Гарри Стайлса темный лак, с которым он пришел на съемку обложки Another Man. Редактор задавалась вопросом — кто-то не прочитал инструкции или это новая фишка Стайлса? Оказалось — второе. Стайлс стал регулярно выходить с цветным маникюром: вот он с алыми ногтями на встрече с фанатами, с черными в съемке для Rolling Stone или с маникюром цвета радуги на шоу Saturday Night Live.
И он не одинок — все больше мужчин по всему миру красят ногти не в знак принадлежности или протеста, а ровно по той же причине, что это делают женщины — для красоты.
«В Гонконге цветные ногти — это частое явление. В Медельине в каком-нибудь Эль-Побладо будет полно молодых колумбийцев с черными ногтями (хотя, конечно, все зависит от района). В Буэнос-Айресе мужчина с ногтями любого цвета — это норма. Буэнос — вообще другая галактика в плане культурного уровня. Нигде в мире я не видел такого количества мест, где рождаются и зреют новые музыкальные группы, стили, коммуны, каждый день/вечер/ночь происходят мощные перформансы, театральные постановки с трансгендерами и поэтические чтение, где все обнаженные», — рассказывает автор телеграм-канала Don’t give papaya Владимир Лебедев, который за время своей кругосветки переквалифицировался из менеджера «Лаборатории Касперского» в писателя и журналиста. — Вообще, в каждой стране есть два полюса — консервативный и космополитный. Если поехать куда-нибудь в middle of no where в США, могут и шарами для боулинга закидать. А в Нью-Йорке и Калифорнии цветные ногти — уже обычное явление, не говорящее ни об ориентации, ни о музыкальных предпочтениях».
Эстетика, этика и экономика
В этом раскрепощении мегаполисов роль играют не только инфлюенсеры вроде Стайлса с его 28 млн подписчиков, или Джейкобса, у которого их всего полтора. На сторону мужчин с цветными ногтями встают и производители лаков, которые долгое время сами культивировали гендерные стереотипы, согласно которым женщины красят ногти, а мужчины — нет. Теперь эти бренды поняли, что можно, с одной стороны, пропагандировать равенство, а с другой — завоевывать новый рынок.
Так, марка OPI запустила в прошлом году кампанию Men Who Mani-Up, в рамках которой записала видео с тремя совершенно разными мужчинами. В нем агент по недвижимости, бармен-диджей и танцор красят ногти — кто-то впервые, а кто-то нет — и делятся собственными впечатлениями и реакцией окружающих. «Я сейчас прыгаю с тарзанки. Я прыгнул с моста!» — говорит солидный мужчина в костюме, покрывая ногти синим лаком с глиттером в самом начале видео, намекая, что для большинства этот опыт остается экстремальным.
Не остался в стороне и бренд Essie. Лицом марки — лицом с усами и бородой — в прошлом июне стал американский парикмахер, подкастер и телеведущий Джонатан Ван Несс. Новость вызвала особенный восторгу у родителей мальчишек, которые, не успев обзавестись гендерными предрассудками, красят ногти в школу и детский сад и порой подвергаются из-за этого насмешкам.
В Москве до детских садов тренд еще не добрался, но, по словам Ивана Либега, nail-стилиста бьюти-пространства Peng уже выросло число взрослых мужчин, выбирающих при маникюре цветное покрытие. «Чаще всего за цветным лаком приходят визажисты, стилисты, художники и музыканты. И если человек связан с творческой профессией, то он делает покрытие постоянно — это часть его образа. Есть даже один гость, который планирует, какой цвет будет в следующий раз, — рассказывает Иван. — Парни из нетворческих сфер встречаются гораздо реже. Но есть в моей практике и хирург, который, правда, пока покрывает только на ногах (вообще цветной педикюр у мужчин становится все популярнее)».
Пророки в своем отечестве
Мотивация россиян, решившихся на цветной маникюр, от общемировой ничем не отличается: делают, потому что нравится. «Однажды я посмотрел на свои руки и подумал, что они могли бы выглядеть лучше. Я накрасил ногти, мне показалось это довольно прикольным, — рассказывает The Blueprint басист группы «Увула» Артем Шило. — Я не крашу ногти постоянно. Но если мне не хватает чего-нибудь яркого в жизни, ярких эмоций, теперь я знаю, что делать».
Арт-менеджер Orekhov Gallery Петр Иванов тоже не вкладывает в цветной маникюр какого-то тайного смысла. «Как-то я собирался на тусовку на «Арме», и мне просто захотелось серебряного глиттера на ногтях, я сходил в магазин, купил лак и накрасил — это был мой первый опыт с цветным маникюром, — рассказывает Петр. — Тут нет никаких скрытых посланий — just fun. Когда нет настроения, я могу ходить без лака, когда есть, иду (точнее, шел) в «Москвичку» около работы и крашу ногти». В салоне такой запрос Иванова, по его словам, никого не удивляет. Тем не менее основательница сети Алла Акперова отмечает, что «цветное покрытие — это, скорее, частность, а не закономерность».
«Не могу сказать, что эта услуга очень популярна у нас. К нам приходит много мужчин, и на маникюр в том числе. Знаете, это уже очень хорошо, — говорит Акперова. — Думаю, что все, кто будет читать этот материал, застали те времена, когда просто мужской маникюр был поводом для вопросов и обсуждений. Не говоря уже о цветном покрытии. Тогда это было настоящим бунтом и вызовом, сейчас уже часть образа или своего рода аксессуар. Именно люди искусства чаще всего выбирают цветной маникюр, и чаще под конкретное событие, нежели на повседневной основе».
Так произошло со стилистом Паатой Поцхверией, который впервые прикрепил стразы на ногти как раз в канун Нового года. «Это вполне соответствовало ситуации — блеск, брызги шампанского, бенгальские огни, — рассказывает он. Правда, одним праздником дело не обошлось. — После начал экспериментировать с цветом, но всегда оставался верен дизайну — точкам. Такой маникюр яркий и при этом незаметный, так что с негативной реакцией я пока не сталкивался. Хочется верить, что это шаг в сторону свободного общества».
У дизайнера, стилиста и экс-главреда Numéro Игоря Андреева, который перепробовал практически все виды покрытий — от одноцветного до нейл-арта с единорогами, — и опыт реакции окружающих был разнообразный. «На черную точку на ногтях никто не обратит внимание. Но если покрытие броское, можно, к примеру, получить совет «не красить больше ногти» от незнакомого человека в очереди в кассе. Хотя не понимаю, почему кто-то считает, что имеет право раздавать советы?»
«В Ташкенте выход с цветным маникюром мог закончиться дракой, причем не в какой-нибудь подворотне, а в общественном транспорте», — говорит художник Сергей Пуркарт, который родился и жил в Узбекистане до 25 лет, прежде чем переехать в Москву. Но это его не останавливало — стремясь выразить юношескую индивидуальность, он смело красил не только ногти, но и веки (его соратники по рок-группе, в которой он играл, красили только ногти и только на концерты). А сегодня Сергей выходит кататься на велосипеде с кричащим нейл-артом или стразами просто потому, что ему это в кайф — тем более что его жена модный нейл-стилист с внушительным портфолио (в котором есть в том числе и работа для The Blueprint). Реакция окружающих Сергея не смущает: «До карантина я много ходил в спортзал, часто — с крашеными ногтями, — говорит Пуркарт. — И косые взгляды, конечно, были. Знакомые тренеры, может, и рады поддержать, сказать «как круто». Хотя и им трудно выражать свою поддержку открыто».
Сергей Пуркарт (марикюр Евгения Голубева, фото Вера Мишурина)
Арт-менеджер Иванов предпочитает стирать цветной лак перед формальными встречами: «Представители больших музейных институций или банков лак на ногтях мужчины, скорее всего, не поймут, — говорит он. — Они привыкли к определенному дресс-коду, и это нормально. Многие вещи действительно перестают быть определенно мужскими или определенно женскими, и мне кажется, у этого тренда есть все шансы. Мы движемся вперед. Но не так быстро».
Нейл-стилист Peng Иван Либег пока не берется утверждать, что ношение лака у парней станет таким же обыденным, как у девушек. Возможно, когда сама услуга мужского маникюра станет такой же востребованной, как у женщин, и цветное покрытие станет популярнее. О связи коммерциализации и популяризации говорит и Игорь Андреев: «Трудно представить себе парня-натурала с салатовыми ногтями в России в 2020 или 2021 году, хотя это было бы круто. Чтобы это произошло, бьюти-компании должны вложить много денег в рекламу и объяснить, зачем парням это делать».
Пока что же даже в относительно свободном от предрассудков Нью-Йорке глянцевые редакторы ищут оправдание своим цветным ногтям. В своем материале для американского Esquire груминг-редактор и автор вышедшей на днях книги Self-Care for Men Гаррет Манс пишет, что, раньше когда люди замечали его темные ногти, он отвечал, что так он их реже грызет. И кстати — это чистая правда. Чем не аргумент «за».